http://detirazumeiki.9bb.ru/viewtopic.php?id=501
Повседневная гимнастика для губ и язычка
Для того чтобы в 2 года вы могли гордиться своим говорящим ребенком, нужно задуматься об этом уже сейчас. Эти рекомендации, - это, конечно, не все, что необходимо малышу для того, чтобы заговорить вовремя, но овладев этими навыками, вы заложите хорошую базу для дальнейшего развития речи. Самое важное, о чем нужно помнить всегда - при общении с ребенком будьте с ним в постоянном диалоге. С самого раннего возраста малыш может ответить вам звуком, жестом, действием, мимикой.
Рекомендации данной статьи рассчитаны на родителей детей от 0 до 2-3-летнего возраста, так как развитие артикуляционного аппарата ребенка как инструмента для будущей речи начинается с самого рождения.
Новорожденный малыш при близком контакте "лицом к лицу" фиксирует свое внимание на вашей артикуляции, соотносит ее со звуками и пытается повторить. Эти попытки часто могут напоминать просто гримасу и не иметь ничего общего с вашей мимикой - но это очень важный этап, который заканчивается к 3-4 месяцам, когда ребенок начинает активно переворачиваться, и его увлекают уже совсем другие предметы.
Почему же в прежние годы не было необходимости обращать внимание родителей на столь ранний период в развитии речи у малышей? Дело в том, что в последнее время появилось много вещей, которые облегчают нашу жизнь и уход за ребенком, но при этом не дают развиваться естественным способностям детей. Плюс возросшее количество неврологии у новорожденных. Эти и другие причины приводят к задержке психоречевого развития. К сожалению, только тогда, когда в два года невролог ставит диагноз "задержка речевого развития", родители начинают бить тревогу. Если же невролог не поставил вашему ребенку этот диагноз, но малыш еще не говорит предложениями типа "Мама, пойдем домой, я не хочу больше гулять", то это тоже повод для того, чтобы активизировать занятия, развивающие речь.
Речь как высшая произвольная функция не может развиваться без базовых произвольных функций, поэтому не забудьте о своевременном приучении ребенка к горшку, самостоятельной еде, играм ("сорока-ворона", "ш-и-и-и полетели...", "ку-ку" и подобным), в которые во времена наших бабушек все дети играли очень хорошо. Не оставьте без внимания такие навыки ребенка, как:
уметь аккуратно есть с ложки и с вилки;
жевать твердую пишу с закрытым ртом;
пить из чашки, пить через трубочку;
аккуратно, под контролем взрослого, съедать сливу, вишню и выплевывать косточку;
уметь сморкаться каждой ноздрей;
уметь тщательно полоскать рот и выплевывать воду (в качестве игры выплевывать воду по-разному - "водопад", "фонтан", "дождь");
уметь чистить зубы;
уметь полоскать горло (к трем годам, после того, как научились полоскать рот). Полоскать горло, особенно живя в мегаполисе, нужно так же часто, как чистить зубы, и той же водой, которой вы полощете рот - это хорошая профилактика респираторных заболеваний.