Учитель… От его таланта и умения зависит многое: будет ли ребёнок с радостью ходить в школу, полюбит ли предмет, узнает ли что-то «доброе-вечное». Но не всегда образ учителя окружён романтическим ореолом. Об этом не принято говорить, но иногда отношения с педагогом не складываются, и на урок к нему ребёнок идёт как на каторгу. Причём, часто ученик не преувеличивает, говоря, что учитель его как-то по-особенному не любит. Детей ведь очень сложно обмануть. Учителя-тираны, да и просто люди с неустойчивой психикой действительно существуют и работать могут где угодно, в том числе, в школе. К сожалению, любой ребёнок может стать «крайним» для такого учителя. Отвратительная и недопустимая, по сути, ситуация.
Давайте разберёмся, какие у взрослого человека, педагога, могут быть основания, чтобы «не любить» Вашего ребёнка?В любом конфликте всегда замешаны две стороны. Но одна всё же бывает причастна более другой…
Когда дело в учителе…
- Когда учитель – тиран по жизни и ему всё равно, кого не любить.
Такой учитель не настроен конкретно против Вашего ребёнка. Его цель – потуже затянуть гайки и сохранить дисциплину в классе любой ценой. Особенно этим грешат молодые педагоги, которым тирания кажется самым простым и действенным способом «построить» учеников. Но встречаются и далеко не юные преподаватели, вымещающие свое плохое настроение на детях или же считающие, что «чем с ними хуже, тем лучше». Бороться с такими учителями очень сложно. Если молодому педагогу ещё можно предложить помощь родительского комитета в «построении отпрысков», а с ребёнком поговорить на предмет прилежного поведения, то учителя старой закалки уже не перевоспитать. Помочь может коллективная жалоба директору, но вряд ли учителя уволят, их и так сейчас не хватает. В одиночку же выступать против педагога-тирана не стоит – ведь так виноватым во всём окажется именно Ваш ребёнок и именно ему потом придётся выслушивать попрёки и без того недружелюбного учителя.
Лучшим способом оградить ребёнка от переживаний и страхов, связанных с педагогом-тираном, будет разговор по душам. Поговорите с ребёнком о том, что все люди разные: кто-то строгий, кто-то мягкий, кто-то спокойный, а кто-то вспыльчивый. Учитель – не злой, у него просто своя методика поведения. Сделайте акцент на плюсах этого педагога, хоть их поиск может показаться сложным: «Да, учитель строг, зато его предмет ты будешь знать хорошо, ведь он много требует от учеников, а на его уроке всегда тихо». Пусть ребёнок учится взаимодействовать с разными людьми, в том числе, и тиранами-деспотами.
Учителя-тираны, конечно, неприятны, но они легче всего переносятся детьми, так их тирания направлена не против одного слабого и беззащитного, а сразу против всего класса, поэтому она даже воспринимается спокойнее.- Когда учитель не задумывается, что своими действиями обижает ребёнка.
Действительно, учитель может быть человеком «грубой» душевной организации, может громко кричать на уроке или неласково обращаться к ученикам и предъявлять необоснованно строгие требования. Почему? Да потому что ему может казаться, что это нормально. И вовсе он не задумается, что у кого-то его поведение вызывает душевный дискомфорт. Ведь он всего лишь «держит детей в узде», как, впрочем, и своих домашних. Стиль поведения, в основе которого лежит эгоцентризм, сейчас не редкость.
И хоть действительно есть дети, которые без понукания и твёрдой властвующей руки расслабляются и не могут сконцентрироваться на предмете, большинству откровенно обиден и страшен командный учительский тон. Некоторые дети даже впадают в депрессию из-за неприязненных отношений с учителем.
Как же бороться с таким нечутким педагогом? Самый действенный вариант для родителей – обратиться к учителю в неформальной обстановке (на огоньке, чаепитии, после классного собрания) с целью поговорить о ребёнке: «Ну как мой учится, а как себя ведёт?», а потом как бы невзначай заметить, что он «так готовится именно к Вашему предмету, так старается, боится, что учитель сочтёт его глупым»… Обычно такой вариант помогает учителю выделить Вашего ребёнка из общей массы, взглянуть на него с другой стороны и даже почувствовать себя гуманным.
Из общей массы ребёнка может выделить не только такой вот разговор об успеваемости, но и обращение к учителю с возникшей проблемой. Придите посоветоваться с учителем по поводу отношений ребёнка со сверстниками или придумайте любой другой повод. Я в эпоху моей школьной юности случайно подружилась с очень строгой, но справедливой учительницей на почве того, что мне порезали в раздевалке новую куртку. Проблемы тоже объединяют людей, поэтому не бойтесь идти прямо к учителю с просьбой или за советом.
Можно попробовать и лёгкий подкуп. Я не говорю о подарках - предложите помощь в сопровождении детей на экскурсию или помогите отксерокопировать какие-нибудь важные карточки с контрольной работой. Для Вас это может не стоить никаких усилий, а ребёнку от Ваших действий будет практическая польза.
Известно ведь, что если учитель с родителями «в дружбе», ребёнку можно ничего не опасаться. Так что можно одновременно помочь и учителю, и ребёнку.- Когда учитель «идёт на принцип».
Ничто человеческое учителям не чуждо, в том числе, и злопамятность, и упрямство. Часто, стараясь проучить или наказать своенравного ученика, учитель ужесточает стиль общения с ребёнком, становится слишком предвзятым. Тогда ни один урок не обходится без подколок в адрес провинившегося школяра, а все его работы рассматриваются буквально под лупой. Конечно, мудрость педагога должна возобладать, и обычно так и бывает. Если, конечно, и сам ученик не подливает масла в огонь агрессивным или вызывающим поведением.